Вестник Кавказа

Марина Лагутина на Вести.FM: Дикая дивизия была одним из самых боеспособных подразделений российской армии

Марина Лагутина на Вести.FM: Дикая дивизия была одним из самых боеспособных подразделений российской армии

Дикая дивизия, бойцы которой принимали участие на стороне Российской империи в Первой мировой войне, стала первым в российской армии опытом формирования отдельного соединения из разных народов Северного Кавказа. Об этом сегодня заявила в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Марина Лагутина.

"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России. Сегодняшний выпуск был посвящен национальным воинским формированиям в российской армии.

Она напомнила, что в состав Дикой дивизии вошли ингушский, чеченский, дагестанский, азербайджанский, или, как его тогда называли, татарский, полки. "Хотя по законам Российской Империи горцы были освобождены от воинской повинности, за два дня до начала Первой мировой главнокомандующий войсками Кавказского военного округа граф Воронцов-Дашков предложил императору Николаю II сформировать войсковую часть из "воинственных кавказских народов". Император ответил согласием", - напомнила эксперт.

По ее словам, этот шаг, во-первых, демонстрировал успешную интеграцию горцев в российское общество, так как воины Дикой дивизии приходились внуками тем, кто противостоял России в Кавказской войне. "Но теперь они защищали императора и Российскую Империю… Одним из командиров Дикой дивизии был осетин Георгий Кибиров. За год до начала войны он обезвредил самого знаменитого чеченского абрека Зелимхана Харачоевского. Абреки объявили месть за убитого друга. И вот, в Дикой дивизии Кибирова назначают командующим особой 5-й дополнительной сотни ингушского полка, в которой были только абреки, амнистированные императором. Ингушской сотне осетинского полковника давали самые сложные задания. Командир лично водил всадников в атаки. Однажды Кибиров оказался в окружении австрийских кавалеристов. Но абреки-ингуши бросились на помощь, отбили своего командира и спасли ему жизнь", - рассказала Марина Лагутина.

Кроме того, при формировании Дикой дивизии учитывался также и исключительно военный аспект. "С одной стороны, добровольцы снаряжались за свой счет – конь, седло, обмундирование, холодное оружие. С другой стороны, в начале Первой мировой в русской армии была острая нехватка оружия, и Дикая дивизия со своими кинжалами и шашками оказалась незаменима. Проходил строгий отбор, что позволило обеспечить высокую дисциплину и эффективность дивизии в боях. Например, всадники дивизии были на острие знаменитого Брусиловского наступления. За один этот бой весь личный состав воинского подразделения был удостоен Георгиевских крестов – это редчайший случай. Причем в знак уважения для воинов-мусульман изображение святого Георгия Победоносца было заменено на герб Российской Империи", - продолжила эксперт.

"Еще одним невероятным достижением Дикой дивизии стал разгром знаменитой Железной дивизии кайзера, которая наводила страх на английские и французские войска. 500 сабель кавказских горцев против 3 тыс немецких штыков, пулеметов и тяжелой артиллерии. Через полтора часа сражения гордость кайзеровской армии перестала существовать", - подчеркнула она.

"Дивизия стала одним из немногих соединений, которые до конца оставались верны воинскому долгу, даже когда российскую армию и государство в целом охватил хаос революции", - заключила Марина Лагутина

 

15580 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ