Вестник Кавказа

Встреча Красного и Мертвого

Пётр Люкимсон, Израиль

В понедельник, 9 декабря, Израиль, Иордания и Палестинская автономия подписали договор о строительстве водопроводного комплекса, который призван соединить между собой Мертвое и Красное море. И израильские, и иорданские СМИ поспешили назвать будущий трубопровод «проектом века». Но те, кто спешит бить в литавры, забывают, чем заканчивались все подобные проекты в XX веке.

Подписанный в Вашингтоне договор стал результатом многомесячных тайных переговоров, которые израильский министр регионального развития Сильван Шалом («Ликуд») вел с министром водоснабжения Иордании Хасамом Эль-Насером и министром водоснабжения Палестинской автономии Шададом Атили. Самой идее создания подобного проекта более ста лет – впервые она была выдвинута в изданном в 1902 году утопическом романе основоположника политического сионизма Теодора Герцля «Альтнойланд». Герцль считал вполне реальным продолжить такой канал между Средиземным и Мертвым морем и использовать разницу в высотах для создания мощной ГЭС, которая могла бы полностью покрывать потребности еврейского государства в электроэнергии (по понятиям того времени, разумеется).

Затем этот вопрос не раз будировался в 1920-х, 1940-х и 1960-х. В 1980-х годах проект канала, соединяющего Мертвое и Красное моря всерьез обсуждался тогдашним главой израильского Минфина Ицхаком Модаи и министром науки Ювалем Неэманом. Он снова был поднят в 1994 году, сразу после подписания мирного договора между Иорданием и Израилем, но вскоре был снят с повестки дня, как в связи с политическими трудностями, так и с тем, что ни у той, ни у другой страны не было финансовых возможностей для его осуществления.

Но в начале 2000-х о проекте снова заговорил Шимон Перес, занявший пост министра регионального развития. Актуальность строительства была обусловлена двумя факторами. Во-первых, уже ощущавшимся к тому времени глобальным потеплением и возникшим дефицитом воды как в Израиле, так и в Иордании, и в Палестинской автономии. Той самой воды, которая еще с библейских времен была одной из главных причин всех войн и раздоров на Ближнем Востоке, да и остается таковой по сей день. Во-вторых, стремительным обмелением Мертвого моря, причина которого заключается не столько в изменении климата, сколько в расхищении его ресурсов израильскими предприятиями и большим забором воды из Иордана Иорданией.

В сущности, переговоры Сильвана Шалома со своими иорданским и палестинским коллегами в Амане стали лишь завершающим этапом этого столетнего марафона. Разумеется, у каждой из сторон были в этом «проекте века» свои претензии и запросы, и каждой в итоге пришлось поубавить аппетиты и поступиться принципами. К примеру, палестинцы вначале настаивали, чтобы им дали построить свою водную станцию на берегу Мертвого моря, в чем Израиль и Иордания им категорически отказали.

Параллельно с переговорами в Амане Всемирный банк заказал собственное исследование перспективности проекта, которое обошлось ему в 16 млн долларов. Исследование охватывало все области – политическую, экономическую, экологическую и т.д. В конце концов, эксперты пришли к выводу, что речь идет об осуществимом и вполне рентабельном проекте.

К тому времени уже выстроились основные его контуры. Учитывая возражения «зеленых», было решено прокладывать не туннель, а именно трубопровод, длина которого составит 180 км. Так как и израильские, и международные экологические организации продолжают категорически возражать против проекта, он будет почти полностью проходить по территории Иордании и суммарно через трубопровод будет прокачиваться 200 млн кубометров воды в год. Из них 80 млн кубометров будет опресняться на установке, которая будет построена возле иорданской Аккабы. Часть этой воды – от 30 до 50 млн кубометров будет поступать по договоренным ценам в Израиль на нужды городов Эйлат и Арава, а другая - использоваться на нужды Иордании и Палестинской автономии. В свою очередь Израиль будет ежегодно по себестоимости поставлять в Иорданию 50 млн кубометров уже очищенной водопроводной воды из Кинерета и еще 30 млн. кубометров – Палестинской автономии.

Стоимость проекта с учетом возможных трудностей при его осуществлении оценивается от 250 до 400 млн долларов. При этом Всемирный банк готов дать ссуду на его осуществление, но при условии, что она будет достаточно быстро покрыта как за счет стран-участников, так и за счет филантропических источников и частных предпринимателей, которые вернут свои затраты, получая отчисления от отплаты воды пользователями. Правда, где стороны возьмут необходимые средства пока непонятно – Иордания, к примеру, сообщила, что готова профинансировать не более 5% стоимости проекта.

Тем не менее на церемонии подписании все ее участники подчеркивали, что речь идет об историческом событии. Министр водоснабжения Иордании Хасам Эль-Насер заявил, что речь идет исключительно о гуманитарном, а не о политическом проекте, однако его палестинский коллега Шадад Атили добавил, что проект открывает новую страницу в отношениях между всеми его участниками. Сильван Шалом был в этом смысле еще более категоричен: по его словам, сам факт подписания такого договора, безусловно, имеет стратегическое значение, так как доказывает, что сотрудничество между Израилем, Иорданией и палестинцами возможно и создает принципиально новую ситуацию на Ближнем Востоке.

Это и в самом деле так: речь идет о шаге, сближающем Израиль, Иорданию и палестинцев, делающих их еще более зависимыми друг от друга, а значит, и более открытыми для дальнейшего сотрудничества и новых проектов. Проект в значительной степени решает и водную проблему трех стран, а, как сказал на церемонии подписании Хасам Эль-Насер, «покончить с дефицитом воды, значит покончить с нищетой, значительно поднять уровень благосостояния наших народов и уровень развития экономики».

Но что касается третьей цели проекта – спасения Мертвого моря, то по этому поводу эксперты выражают большие сомнения. Во-первых, отмечают они, чтобы остановить обмеление Мертвого моря требуется вливать в него не 100 млн кубометров, а 1 млрд воды год. Таким образом, будущий трубопровод покрывает лишь 10% потребности Мертвого моря в притоке воды, то есть вместо 1,1 м в год его уровень будет падать «всего» на 1 метр.
Во-вторых, геологи обращают внимание на то, что трубопровод (даже если допустить, что иорданцы будут содержать его в отличном состоянии и не допустят каких-либо аварий, во что слабо верится) проходит по знаменитому Африкано-сирийскому разлому, то есть зоне, где очень велика вероятность сильного землетрясения. В случае такого землетрясения авария неизбежна, и, как следствие этой аварии, миллионы кубометров морской воды хлынут на землю, засаливая почву плодородных земель Иордании и Израиля, а заодно и подземные водные источники. Для обеих стран это будет означать глобальную экологическую катастрофу.

Наконец, как израильские экологи, так и активисты международной организации «Друзья земного шара» считают, что экологической катастрофой чревата сама перекачка воды из Красного моря в Мертвое, и возможность попадания воды из Мертвого моря в Красное. Солевой состав этих водоемов различен. Встреча кальциевых солей Мертвого моря с сульфатами Красного неминуемо приведет к тому, что в водах Мертвого моря начнет образовываться гидрат сульфата кальция, или, попросту говоря, гипс. Вдобавок к «загипсовыванию» в Мертвом море начнется образование сероводорода, и в результате над его поверхностью появится устойчивый запах тухлых яиц. Далее обмен водой между двумя водоемами может нанести сокрушительный удар по уникальным коралловым колониям Красного моря, привести к появлению в Мертвом море новых видов водорослей и одноклеточных. Нынешний уникальный биохимический состав воды Мертвого моря изменится, а ее лечебные свойства будут безвозвратно утрачены. Словом, со спасением Мертвого моря все может получиться как с лозунгом «Бей жидов – спасай Россию» - жидов перебили, а Россию не спасли.

Поэтому экологи уже не раз предлагали альтернативные проекты спасения Мертвого моря, но все они были отвергнуты, как слишком дорогие. Остается лишь дождаться, чем завершится эта очередная опасная игра человека с природой. Ждать, кстати, совсем недолго - строительство трубопровода предполагается завершить до 2018 года.

12975 просмотров